Разговоры об ужесточении правил использования шипов ведутся в скандинавских странах давно, а причина — усиленный износ дорожного полотна. «Зеленые» же стали утверждать, что асфальтовая пыль еще и канцерогенна, то есть вызывает рак. И в 2009 году была обнародована новая норма — до 50 шипов на погонный метр, причем вне зависимости от ширины протектора или посадочного диаметра шины. При этом остались в силе и прежние ограничения: вылет шипов над поверхностью протектора не должен превышать 1,2 мм.
А как же безопасность? Ведь чем больше шипов, тем при прочих равных условиях лучше будет «зацеп» за лед… Шинникам оставили-таки лазейку! Оказывается, можно установить и больше шипов, но тогда придется доказать, что более плотная ошиповка не усилит разрушающего воздействия на дорогу. В итоге на базе финского испытательного центра Test World была разработана методика натурной оценки воздействия шипованных шин на дорожное покрытие. Если в двух словах, то после определенного количества проездов по гранитной плитке масса этой плитки не должна уменьшаться больше, чем после такого же воздействия эталонных шин с «законным» количеством шипов.
Впрочем, ажиотажного спроса на такие испытания не последовало. Например, в компании Michelin решили, что это не совсем честный способ обойти новые ограничения — и бросили все силы на совершенствование шин с уменьшенным количеством шипов. Так же поступили и разработчики новых шин Gislaved Nord Frost 100. А остальные?
Остальные по полной программе загрузили свои производственные мощности, чтобы выпустить как можно больше шин, ошипованных по старым правилам (не более 130 шипов для 16-дюймовых шин). Ведь вступивший в силу 1 июля запрет касается именно выпуска, но не продаж шин с «неправильной» ошиповкой!
И только компания Nokian Tyres пошла своим путем: число шипов на шинах новой модели Hakkapeliitta 8 не только не уменьшилось, но возросло в полтора раза! Естественно, был пройден упомянутый тест, причем, как нам стало известно, проводили его не на полигоне Test World, а в собственном испытательном центре близ городка Нокиа. Оказывается, можно и так — под присмотром официального наблюдателя из агентства по транспортной безопасности Trafi. Конкуренты, естественно, подняли шум — мол, при таком количестве шипов невозможно успешно пройти тест!
— Возможно, — объясняет Микко Луккула, шеф отдела разработок шипованных шин Nokian. — За три года мы создали принципиально новые облегченные шипы, провели десятки тестов на износ дорожного покрытия и уверены, что наши шины прекрасно работают на льду.
Итак, главная интрига теста обозначена.
Лед
Audi A3 позволяет тонко чувствовать разницу между шинами — система стабилизации отключается полностью и «просыпается» лишь при торможении в повороте |
Дядя Ваня садится за руль Audi A3, Андрей Мохов, проверив надежность крепления оптического датчика, располагается справа и открывает ноутбук. Теперь — десяток торможений и разгонов, затем — на подъемник, смена шин, снова разгоны и торможения…
Несмотря на то что разгон происходит под контролем противобуксовочной системы, а замедление — с АБС, шипы крошат гладкий лед в снежный порошок.
Испытан на «разгон-торможение» последний, десятый комплект шипованных шин — и… Первая сенсация! Наименьший тормозной путь на счету шин ContiIceContact. Они же обеспечили автомобилю и лучшую разгонную динамику. И пусть преимущество над «ощетинившимися» шинами Nokian Hakkapeliitta 8 совсем небольшое, но оно есть! То есть 190 шипов, выстроившиеся в 18 рядов, работают на льду не лучше, чем 130 шипов, распределенных по 12 рядам. Во всяком случае в 14-градусный мороз. Почему? Да потому что для снижения вредного воздействия на дорожное полотно финнам действительно пришлось изменить конструкцию шипов: они не только легче, но и меньше — по высоте и по диаметру — тех, что использованы в шинах Continental. И тех, что раньше применялись в шинах Nokian Hakkapeliitta 7. Да и твердосплавная вставка у «мелких» шипов не такая мощная.
Двум фаворитам наступают на пятки новые шины Pirelli Winter Ice Zero (АР №17, 2013).
Еще одной яркой новинкой этого сезона обещают стать шины Gislaved Nord Frost 100. Здесь уже 96 «законных» шипов — и они обеспечивают вполне достойное торможение на льду, хотя при разгоне — лишь восьмой результат. Впереди оказались и знакомые нам по прошлогодним тестам шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic и Dunlop Ice Touch и Michelin X-Ice North 2. Кстати, а почему Michelin представлен шинами X-Ice North второго, а не третьего поколения? В компании решили, что до официального вывода на рынок новой модели лучше никому эти шины для сравнительных тестов не давать. Но мне все же удалось провести экспресс-сравнение новых шипованных шин Michelin с конкурентами — и об этом я расскажу в одном из ближайших выпусков Авторевю.
Новинки к зимнему сезону подготовила и компания Bridgestone, но тоже отказалась их предоставить до официальной премьеры. Потому в нашем зачете — шины Bridgestone Ice Cruiser 7000, которые грядущей зимой тоже будут активно продаваться на нашем рынке.
Корейская школа представлена шинами Hankook Winter i*Pike, а российская — покрышками Kama Euro-519. На льду результаты и у тех и у других весьма скромные. Но пока речь идет только о сцепных качествах в продольном направлении.
Оценка управляемости началась с езды по ледовому кругу с максимально возможной скоростью, а продолжилась на извилистой трассе, где учитывались и время круга, и субъективная оценка удобства и надежности управления. В этих упражнениях шины Nokian Hakkapeliitta 8 одерживают уже убедительную победу. Отличный «держак» в поворотах, прекрасный контроль над автомобилем на трассе! Кстати, могу смело порекомендовать эти шины и тем, кто выезжает на любительские ледовые гонки: «снять» пару секунд с круга — не проблема!
После испытаний каждого комплекта шин по трассе ледовой управляемости проезжает уборочная машина — счищает снежную пыль и делает на льду насечку с помощью «катка» из шин с длинными спортивными шипами |
Шины Continental — на втором месте, а вплотную за ними — и это вторая, пусть и маленькая, но все же сенсация — шины Gislaved. Они позволили мне очень уверенно вести автомобиль по извилистой трассе.
Еще один сюрприз ждал меня, когда на Audi A3 были установлены шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic. Автомобиль неплохо тормозит и разгоняется, но в поворотах держится плохо. На первых кругах я даже пару раз «соскакивал» с ледяной трассы. Благо вокруг не метровые сугробы, а полосы безопасности с десятисантиметровым слоем пушистого снега.
А вот вокруг трассы «снежной» управляемости — именно что сугробы…
Снег
На следующий день мороз спал с четырнадцати градусов до минус семи. В нашем распоряжении — 600-метровый трек с идеально укатанным снегом. Работа будет монотонной: разгон до 50 км/ч, торможение, снова разгон, снова торможение… Но если раньше от водителя требовалась ювелирная работа педалями, чтобы исключить лишнюю пробуксовку колес на старте и блокировку при торможении, то теперь за этим следит электроника — Traction Control и АБС. А вскоре, похоже, и вовсе можно будет обойтись без водителя.
В это же время на соседнем треке оттачивал свое мастерство робомобиль Audi A4! За рулем пока что сидит оператор, но лишь для того, чтобы задавать нужные режимы движения и проверять правильность их исполнения роботом. Исполнительные системы по команде электроники сами жмут на газ, на тормоз — и даже вращают руль. В конце трека машина самостоятельно разворачивается и продолжает выполнять замеры уже в обратном направлении.
Я ощутил легкий прилив профессиональной ревности, но быстро утешил себя тем, что уж на трассе управляемости такая «железяка» еще долго меня не заменит! Мне, кстати, разрешили прокатиться пассажиром на машине с роботом «за рулем» — и... Не вырвать ли, вторя английским луддитам, этому нахалу «руку» или «ногу»? Вскоре необходимость в испытателях отпадет и на трассах управляемости! Например, этот автомобиль-беспилотник уже умеет делать «переставку» на снегу. Датчики угловой скорости выявляют скольжения, тут же дается команда на коррекцию рулем… Еще лет пять — и такие автомобили будут гонять по извилистым трассам, выявляя разницу между шинами!
Мы же пока смотрим на результаты проведенных вручную испытаний на снегу и видим, что при торможении они очень близки: разница между лучшими шинами (Dunlop Ice Touch) и худшими (Bridgestone Ice Cruiser 7000) составляет менее трех метров, что укладывается в десять процентов. При разгоне разброс чуть больше, около 20 процентов, и фавориты здесь уже другие — шины Nokian Hakkapeliitta 8. То есть финны поколдовали не только с шипами, но и с протектором — ведь на снегу важны не столько шипы, сколько протектор.
И на трассе управляемости, вьющейся вокруг елок и присыпанных снегом валунов, мне было спокойнее всего на шинах Nokian: быстрые реакции и полностью контролируемые скольжения. Причем в скольжениях лучше не притормаживать, иначе «проснется» отключенная кнопкой система стабилизации и темп снизится. Кстати, тоже показатель: если на шинах Nokian я «разбудил» систему стабилизации всего один раз, то на других покрышках беспокоил ее гораздо чаще — из-за ошибок, вызванных растянутыми скольжениями (ими особенно расстроили шины Bridgestone Ice Cruiser 7000 и Kama Euro-519).
Асфальт
В начале весны мы дополнили испытания циклом «асфальтовых» тестов.
Сначала посмотрели, как ведут себя шины на шуге — снежно-водяной каше, ровненьким слоем покрывавшей асфальт. Глубина этого слоя — всего 3,5 см, а шины Hankook всплывают уже на скорости 19,4 км/ч. Впрочем, недалеко ушли и лучшие в этом виде испытаний шины Bridgestone — их предел 21,2 км/ч.
А на мокром асфальте, уже без примеси снега, самый короткий тормозной путь на счету шин Gislaved, а худший — у Nokian Hakkapeliitta 8.
Да-да, скептики из других шинных компаний уже успели нашептать, что при таком количестве шипов шины Nokian будут плохо работать на асфальте. На мокром — так и есть, но вот на сухом покрытии шины Nokian Hakkapeliitta 8 показали при торможении один из лучших результатов. Это, кстати, повод вновь напомнить, что современные шипованные шины работают на асфальте не хуже, а порой даже лучше нешипованных шин скандинавского типа — тех, что в народе принято называть липучками. Это происходит благодаря более жесткой резине, которая необходима для надежной фиксации шипов. Все еще в ходу и миф о том, что шипованная шина катится по асфальту, опираясь больше на шипы, нежели на резину. А на самом деле шипы, соприкасаясь с асфальтом, утапливаются в тело протектора, практически не уменьшая пятна контакта резины с дорогой. Впрочем, все зависит от того, какие цели ставит производитель, создавая конкретную модель шины. Изменяя рисунок протектора, твердость и химический состав резины, можно смещать баланс качеств, отдавая предпочтение либо поведению на скользких зимних покрытиях (лед, снег), либо на асфальте.
На асфальте зимние шины заметно уступают летним и в сцепных свойствах и в показателях управляемости — Audi A3 на штатных летних покрышках Dunlop выполняет «переставку» на скорости 67,4 км/ч, а на шипованных — в лучшем случае на скорости 62,4 км/ч |
Вот у шин Dunlop Ice Touch этот баланс явно смещен в сторону асфальта: Audi A3 уверенно тормозит и лучше всего реагирует на резкие повороты руля. А вот на шинах ContiIceContact тормозной путь и на сухом, и на мокром асфальте на пару метров длиннее, то есть предпочтения отданы «зимним» качествам.
Вот в чем шипованные шины всегда проигрывают нешипованным, так это в акустическом комфорте. Шума от них явно больше, особенно если в протекторе аж 190 шипов, как и у шин Nokian. Впрочем, и с меньшим количеством шипов покрышки Kama Euro, Pirelli, Continental и Bridgestone цокают примерно так же. А самые тихие шины — Michelin X-Ice 2. Они же наряду с шинами Nokian Hakkapeliitta 8 и самые мягкие.
| |
На летнем полигоне Nokian Tyres есть собственный сертифицированный участок для проведения теста на износ дорожного покрытия. По гранитной плитке строго определенных размеров и формы автомобиль на зачетных шипованных шинах проезжает 200 раз в одну сторону и 200 раз в другую. Измеряя массу плитки до испытаний и после, комиссия дает заключение о допуске шин к производству и продаже в странах Северной Европы. Не исключено, что подобную сертификацию введут и в России — сейчас готовится новый технический регламент на зимние шины |
Как такие мягкие шины поведут себя, попав в яму или налетев на уступ асфальта? Два года назад мы уже проводили краш-тесты летних шин. А сейчас впервые подвергли подобному эксперименту и зимние покрышки.
На скорости 40 км/ч автомобиль наезжает на установленный под углом 30 градусов стальной швеллер — кусок балки П-образного профиля. Если шина выдержала, попытка повторяется уже на скорости 45 км/ч. И так до тех пор, пока шина не «испустит дух». Издеваться над подвеской новенького Audi A3 мы не стали — нашли видавший виды Mercedes-Benz C 180.
При наезде на камень высотой 83 мм шина оказывается словно в ножницах. Чем выше скорость, тем сильнее они сжимаются. Некоторые шины рвутся уже при 40 км/ч, а покрышки Bridgestone благодаря более жесткой и прочной боковине перескакивают бордюр на 65 км/ч и лишь на 70 км/ч «испускают дух» |
Больше всего ударов выдержали шины Bridgestone: пробить их удалось лишь на скорости 70 км/ч! И это неслучайно: при разработке своих шин японцы учитывают специфику плохих дорог, усиливают конструкцию и сами проверяют ее краш-тестами.
Качественно ошипованные шины при разгонах и торможениях перемалывают лед в крошку. А чтобы эта крошка не мешала при следующих заездах, на автомобиль монтируются специальные скребки (на фотографии они в поднятом, транспортном состоянии) |
Достойно держат удар и шины Continental — они сдались на скорости 60 км/ч. Основная же масса шин была прикончена на скорости 50 км/ч, а вот покрышки Michelin, так понравившиеся нам своей мягкостью, были пробиты в первом же заезде, на скорости 40 км/ч. Мы даже решили повторить эксперимент — вдруг случайность? Ба-бах! Пш-ш-ш… И вторая шина Michelin X-Ice North 2 со сквозной пробоиной отправляется на свалку. И вновь все объяснимо: французская компания все больше и больше внимания уделяет снижению сопротивления качению, ради чего боковина делается все тоньше (при этом снижаются так называемые гистерезисные потери — расход энергии на нагрев вследствие деформации).
| |
Оценку акустического комфорта мы выполняли двумя способами — фиксировали звуковое давление профессиональным шумомером Brüel&Kjaer и оценивали шумность шин субъективно, на слух | При помощи клещей и разного рода идиоматических выражений дядя Ваня оценивал усилие вырывания шипов. А скучную «цифирь» выдавал динамометр, который удерживал шину |
Мы, кстати, проверили шины и на сопротивление качению — с помощью бегового барабана. И оказалось, что легче других катятся шины Nokian Hakkapeliitta 8, а не Michelin X-Ice North 2. Но это без шипов, поскольку шипованные покрышки повредили бы тарированную поверхность барабана. Не факт, что с шипами этот рейтинг не изменится. Впрочем, в пересчете на расход топлива разница все равно невелика — основную массу шин разделяют 0,2—0,3 л/100 км. А разница между самыми «экономичными» и самыми «прожорливыми» шинами (ими ожидаемо оказались покрышки Bridgestone) — 0,6 л/100 км. И все же, поскольку эксперимент проводился без шипов, мы не стали учитывать его результаты при выведении итоговых оценок.
Смотрите, размышляйте и выбирайте. А если решили остановиться на зимних шинах без шипов, то дождитесь следующего выпуска Авторевю: мы испытали еще 11 моделей нешипованных шин той же размерности — 205/55 R16.
С соседней сопки хорошо видно озеро Таммиярви, на котором проложено большинство трасс полигона |
Nokian Hakkapeliitta 8 |
| • Сцепные свойства на льду и снегу • Управляемость на льду и снегу • Тормозные свойства на сухом асфальт | Общая оценка: 9,0 | | | • Сцепные свойства на мокром асфальте • Шумность • Высокая цена |
|
При таком-то количестве шипов победа над конкурентами, особенно в ледовых дисциплинах, должна быть просто разгромной! Но дело ограничилось просто победой, без разгрома. На трассе управляемости — лучшее время, управлять автомобилем одно удовольствие. Но преимущество над шинами ContiIceContact, у которых на 60 шипов меньше, незначительное, а по разгонной динамике шины Continental даже лучше. Потому что шипов в протекторе финских шин хоть и много, но они мелкие: диаметр, высота шипа, ширина твердосплавной вставки — все здесь меньше, чем у шин Continental. Возможно, при более высокой температуре, на «мягком» льду эффективность «мелких» шипов была бы выше, но наши испытания проходили в 14-градусный мороз. На снегу шины Nokian традиционно хороши: точные и своевременные реакции на руль и на газ. Но на асфальте поведение нестабильно. Если на сухом покрытии шины Nokian обеспечивают хорошее замедление, то на мокром — самый длинный тормозной путь. А ожидаемым недостатком стал «зудящий» звук от шипов, который не покидал салон во всем диапазоне скоростей. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 62 типоразмера — от 175/70 R13 до 255/35 R20) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | Масса, кг | 9,2 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,0 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 48 | Число шипов/линий ошиповки | 190/18 | Выступание шипов, мм | 1,2 | Страна-производитель | Финляндия |
|
Continental ContiIceContact |
| • Сцепные свойства на льду и снегу • Управляемость на льду и снегу • Ударная прочность | Общая оценка: 9,0 | | | • Сцепные свойства на мокром асфальте • Шум |
|
На льду шины ContiIceContact великолепны. Разгон и торможение — лучшие в тесте, а баланс сноса и заноса на ледовой трассе управляемости такой, будто едешь не на передне-, а на полноприводном автомобиле. Чуть сбросил газ на входе в поворот — и дальше ведешь машину по дуге в управляемом скольжении четыремя колесами! На снегу шины тоже хороши, и лишь не всегда уместная легкая склонность к заносу задней оси не позволила поставить высший балл за «надежность управления». На асфальте сцепные свойства на среднем уровне, хотя маневр «Переставка» был проделан очень хорошо. На первый импульс автомобиль реагирует вяло, но потом шины «обжимаются» и хорошо держат боковые перегрузки. Жаль, звуковое сопровождение при таких маневрах уж очень навязчивое — шины Continental и на прямой изрядно подвывают, а в поворотах гул усиливается. Эти шины прекрасно держат удар. И шипы в них держатся до последнего: чтобы выдернуть посаженный на клей шип, нужно приложить усилие в 2—2,5 раза выше по сравнению с другими шинами. Интересно, сохранят ли шины ContiIceContact столь же высокие показатели на льду после перехода на облегченный шип? Такие шины с индексом HD, выпущенные после 1 июля 2013 года, уже появились у российских дилеров. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 42 типоразмера — от 155/80 R13 до 245/40 R18) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | Масса, кг | 9,8 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,5 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 49 | Число шипов/линий ошиповки | 130/12 | Выступание шипов, мм | 1,3 | Страна-производитель | Германия |
|
Gislaved Nord Frost 100 |
| • Сцепные свойства и управляемость на льду • Сцепные свойства на снегу • Сцепные свойства на асфальте | Общая оценка: 8,8 | | | • Умеренные показатели управляемости на снегу |
|
«Не числом, а умением!» В протекторе шин Gislaved Nord Frost 100 всего 96 шипов со стандартным вылетом, но на льду эти покрышки получше многих шин, у которых по 130 шипов. На трассе управляемости — третье время, но отставание от лидера, имеющего почти вдвое больше шипов, меньше секунды! Не зря немецкие шинники (Gislaved сегодня — на 100 процентов продукт компании Continental) работали над новым протектором и новыми «треугольными» шипами! Скольжения небольшие и легко поддаются контролю. И на снегу достойное поведение, хотя на трассе управляемости мешают резковатые срывы в скольжения. Зато на мокром асфальте — минимальный тормозной путь! При этом шины шумят несильно и мягко «глотают» неровности. В целом — хорошо сбалансированные зимние шины: уверенно работают на загородных трассах и почти идеально подходят для городской эксплуатации. И цена выглядит разумной. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 38 типоразмеров — от 155/70 R13 до 245/40 R18) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | Масса, кг | 8,8 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,4 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 48 | Число шипов/линий ошиповки | 96/14 | Выступание шипов, мм | 1,3 | Страна-производитель | Германия |
|
Pirelli Winter Ice Zero |
| • Сцепные свойства на льду • Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте | Общая оценка: 8,7 | | | • Умеренные показатели управляемости на льду и снегу • Шумность |
|
Эти шины попали на наш тест за полтора месяца до официальной премьеры (АР №17, 2013) — мы даже не знали настоящего имени модели, поскольку на гладкой боковине отсутствовала какая-либо маркировка. Но и протектор, и шипы новой конструкции были уже «товарными» — теперь и вставка, и корпус шипа имеют сложную трапециевидную форму. Что касается продольной динамики на льду, шины Pirelli идут почти вровень с лидерами теста. Но на трассе управляемости отмечались резкие срывы в боковые скольжения. Впрочем, шины Pirelli, будь то зимние или летние, всегда наделяли автомобиль более острыми, спортивными реакциями. Похожее поведение наблюдается и на снегу, но здесь и сцепные свойства в продольном направлении оказались на среднем уровне. Вот на асфальте — хорошее замедление, причем как на сухом, так и на мокром. Плавность хода хороша, но много шума — гул слышен даже при движении по укатанному снегу. Пусть и с оговорками, но эти шины мы тоже рекомендуем — в первую очередь тем, кто ездит зимой преимущественно по очищенным от снега городским улицам. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 29 типоразмеров — от 205/55 R16 до 295/35 R21) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | Масса, кг | 9,1 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,5 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 50 | Число шипов/линий ошиповки | 130/16 | Выступание шипов, мм | 1,2 | Страна-производитель | Германия |
|
Michelin X-Ice North 2 |
| • Комфорт • Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте | Общая оценка: 8,5 | | | • Недостаточное сопротивление слэшпленингу • Низкая ударная прочность |
|
Когда в начале февраля мы поводили этот тест с участием шин Michelin X-Ice North 2, нам пришло приглашение на официальную премьеру шин следующего поколения —X-Ice North 3. Но все попытки заполучить новые шины на тест потерпели фиаско! Впрочем, в России новинка появится не во всех размерностях и половина объема продаж шипованных шин Michelin придется на модель X-Ice North 2. Достойные шины, причем с выраженной фамильной особенностью шин Michelin — это высокая устойчивость на скользкой дороге и мягкие, понятные переходные процессы. Плохо, что сами скольжения длятся немного дольше, чем хотелось бы. Это проявилось и на асфальте: растянутые скольжения помешали выполнить «переставку» на высокой скорости. Зато с торможением никаких проблем, а уж уровень комфорта — выше всяких похвал: это самые мягкие и самые тихие шины в нашем тесте! Им бы еще боковину покрепче, а то при наезде на «препятствие» тонкая резина рвется уже на скорости 40 км/ч, хотя большинство шин держатся до 50 км/ч, а некоторые остаются целыми и на большей скорости. В целом очень комфортные зимние шины, которые лучше использовать на улицах крупных городов. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 24 типоразмера — от 175/70 R14 до 255/35 R19) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | Масса, кг | 9,3 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,4 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 52 | Число шипов/линий ошиповки | 118/12 | Выступание шипов, мм | 1,0 | Страна-производитель | Россия |
|
Goodyear UltraGrip Ice Arctic |
| • Тормозные свойства на льду и снегу • Сцепные свойства на мокром и сухом асфальте • Ударная прочность | Общая оценка: 8,4 | | | • Управляемость на льду • Тяговые возможности на снегу |
|
Представленные в прошлом году шины Goodyear UltraGrip Ace Arctic сразу же оказались в числе лидеров наших испытаний, но в этом году их достижения были не столь впечатляющими. Причиной могли стать изменившиеся погодные условия, прогресс конкурентов, но сдается, что дело — в менее качественной ошиповке. Сами шипы-«треуголки» не изменились, но большинство из них оказались чрезмерно утопленными в протектор — вылет составляет в среднем 0,9 мм против 1,2—1,3 мм у шин-конкурентов. Здесь и нужно искать причину отставания от лидеров теста и в разгоне, и в торможении на льду. А на трассе управляемости отставание уже выходит за рамки приличия: Audi A3 на шинах Goodyear проходит 800-метровую трассу на десять секунд дольше, чем на шинах Nokian! Мы и в прошлом году отмечали, что шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic работают в продольном направлении лучше, чем в поперечном, а сейчас дисбаланс усугубился — на дуге автомобиль держится совсем плохо! На снегу ситуация с управляемостью лучше, но есть проблемы с разгоном. На асфальте — на уровне середнячков. Любопытно, что цоканья шипов почти не слышно, но сам протектор подвывает во всем диапазоне скоростей. Вот чем эти шины однозначно порадовали, так это стойкостью к ударам: в этой дисциплине — третье место. При нормальном качестве ошиповки эти шины наверняка смогли бы составить достойную конкуренцию лидерам, но по итогам нашего теста мы бы не рекомендовали использовать эти шины на машинах без электронных систем стабилизации. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 25 типоразмеров — от 175/70 R13 до 225/55 R17) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | Масса, кг | 10,3 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,8 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 55 | Число шипов/линий ошиповки | 130/14 | Выступание шипов, мм | 0,9 | Страна-производитель | Польша |
|
Dunlop Ice Touch |
| • Сцепные свойства и управляемость на асфальте • Тормозные свойства на снегу | Общая оценка: 8,3 | | | • Управляемость на льду и снегу • Плавность хода |
|
По итоговой оценке шины Dunlop лишь на 0,1 балла уступают шинам Goodyear. Ничего удивительного: марка Dunlop сегодня на три четверти принадлежит концерну Goodyear, а шины Dunlop Ice Touch и Goodyear UltraGrip Ice Arctic разрабатывались одной и той же командой инженеров. Рисунки протекторов разные, но все остальное — глубина канавок, твердость резины и шипы — одинаковое. К сожалению, одинаково и качество ошиповки: шипы в покрышках Dunlop тоже оказались посажены глубже, чем надо. Кстати, и сделаны шины на одном и том же заводе в Польше. Схожи и проблемы с управляемостью на льду: в поперечном направлении шины Dunlop держат заметно хуже, чем в продольном. Вести автомобиль по извилистой трассе сложно из-за резких, неожиданных срывов в скольжения. Зато на снегу — минимальный тормозной путь! При этом разгон и показатели управляемости такие же «вялые», как и на льду. А вот на сухом покрытии — минимальный тормозной путь и максимальная скорость выполнения «переставки». Автомобиль четко и быстро реагирует на повороты руля, что для зимних шин большая редкость! Правда, есть и побочный эффект — повышенная жесткость при прохождении мелких неровностей. Как и в случае с шинами Goodyear, рекомендуем шины Dunlop Ice Touch тем, кто зимой по большей части ездит по очищенным асфальтовым дорогам. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 16 типоразмеров — от 175/65 R14 до 225/55 R17) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | Масса, кг | 10,1 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,8 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 55 | Число шипов/линий ошиповки | 130/14 | Выступание шипов, мм | 0,9 | Страна-производитель | Польша |
|
Bridgestone Ice Cruiser 7000 |
| • Высокая ударная прочность • Высокое сопротивление слэшпленингу • Сцепные свойства и управляемость на асфальте | Общая оценка: 7,5 | | | • Сцепные свойства на льду и снегу • Управляемость на льду и снегу • Комфорт |
|
Агрессивный, изрезанный мелкой сетью волнистых ламелей протектор — и выстроившиеся в 14 линий шипы. Но шипы обычные — с цилиндрическими вставками, да и резина протектора не столь «цепкая», как у конкурентов, о чем косвенно свидетельствует ее повышенная твердость — на 20% больше по сравнению с шинами Nokian. И в результате — весьма скромные сцепные свойства как на льду, так и на снегу. Управляемость тоже оставляет желать лучшего (скорость в поворотах ограничивают неприятные скольжения передней оси). Вот на снежно-водяной каше шины Bridgestone всплывают позже других. Да и на асфальте работают отменно: на «переставке» реакции такие быстрые и точные, будто автомобиль «обут» не в зимние, а во всесезонные покрышки. А больше всего порадовали непробиваемые боковины. Но и здесь компромисс: более прочная боковина еще и более жесткая, поэтому шины Bridgestone не лучшим образом влияют на плавность хода. Шины Bridgestone Ice Cruiser 7000 наверняка найдут своего небогатого покупателя, особенно в глубинке — там, где шины зачастую меняют не из-за износа протектора, а из-за полученных в ямах «пробоин». Впрочем, уже этой осенью дилеры предложат альтернативу шинам Ice Cruiser 7000 — новую модель Blizzak Spike-01 (подробности — в ближайших выпусках Авторевю), но оценить улучшения в рамках сравнительного теста мы сможем лишь в следующем году. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 37 типоразмеров — от 175/70 R13 до 245/50 R20) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) | Масса, кг | 10,6 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,7 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 59 | Число шипов/линий ошиповки | 130/14 | Выступание шипов, мм | 1,0 | Страна-производитель | Япония |
|
Hankook Winter i*Pike |
| • Цена • Сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте | Общая оценка: 7,5 | | | • Сцепные свойства на льду и снегу • Низкое сопротивление слэшпленингу • Сцепные свойства на мокром асфальте |
|
Еще на этапе «статических» замеров мы предположили, что шины Hankook в этом тесте лишние: большинство шипов едва выступает над уровнем протектора. Есть такие, которые возвышаются лишь на 0,3 мм! На льду такие шипы, конечно, не работают — автомобиль угрожающе скользит и при торможении, и в поворотах. Но при этом получает приличную оценку за надежность управления: да, машина скользит и оттого едет медленно, но предел по сцепным свойствам чувствуется хорошо, срывы мягкие, налицо удачный баланс сноса и заноса… Бывает и так. Впрочем, шины Hankook не смогли блеснуть и на снегу, где шипы уже не играют большой роли. Протектор плохо справляется с дренажными функциями — на шуге (снежно-водяная смесь) шины Hankook всплывают раньше других. Плохо они работают и на мокром асфальте (тормозной путь слишком велик) — и только на сухом асфальте все более-менее в порядке. Но этого мало, чтобы рекомендовать шины Hankook Winter i*Pike в качестве зимних. Правда, есть аргумент, который для многих звучит сильнее доводов о безопасности: шины Hankook ровно в два раза дешевле шин Nokian. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 64 типоразмера — от 155/65 R13 до 245/45 R18) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) | Масса, кг | 10,0 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,4 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 57 | Число шипов/линий ошиповки | 130/12 | Выступание шипов, мм | 0,7 | Страна-производитель | Южная Корея |
|
Kama Euro-519 |
| • Цена • Тормозные свойства на снегу | Общая оценка: 7,1 | | | • Сцепные свойства на льду • Управляемость на льду и снегу • Низкий уровень комфорта |
|
Несмотря на рисунок протектора, очень уж напоминающий шины Nokian Hakkapeliitta 4, российские шины Kama Euro-519 пока не могут на равных конкурировать с импортными аналогами. Продольные сцепные свойства на снегу обнадеживают, но на трассе управляемости все надежды исчезают. «Заправить» автомобиль в поворот сложно, а потому перед каждым из них нужно сильнее, чем в случае с другими шинами, снижать скорость. Грустная картина и на льду: скольжения так же плохо прогнозируемы и плохо контролируемы. Да и с торможением на льду есть проблемы. Причина, похоже, та же, что и в случае с шинами Hankook: недостаточное выступание шипов над поверхностью протектора. В среднем — 0,8 мм: такого вылета мало для хорошего «зацепа» на льду. На асфальте шины работают на среднем уровне. При выполнении резких маневров реакции на руль «размазанные». И пусть шипы несильно досаждают цоканьем, протектор гудит изрядно. И на неровностях эти шины одни из самых жестких. Да, шины Kama Euro-519 заняли в нашем тесте последнее место. Но если помнить о цене и о звездном составе участников, то это не просто последнее, а почетное последнее место. А если производитель наладит контроль за качеством ошиповки, то, глядишь, можно будет претендовать и на более высокие и не менее почетные места. | Размерность | 205/55 R16 (доступны 16 типоразмеров — от 175/70 R13 до 215/60 R16) | Индекс скорости | T (190 км/ч) | Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) | Масса, кг | 10,3 | Глубина рисунка протектора, мм | 9,0 | Твердость резины протектора по Шору, ед. | 59 | Число шипов/линий ошиповки | 136/14 | Выступание шипов, мм | 0,8 | Страна-производитель | Россия |
|
Результаты испытаний | Модели шин |
Параметры | Влияние на общую оценку | Bridgestone | Continental | Dunlop | Gislaved | Goodyear | Hankook | Kama Euro | Michelin | Nokian | Pirelli |
Лед | 35% |
Тормозные свойства | 15% | 7 | 10 | 8 | 9 | 9 | 7 | 6 | 8 | 10 | 10 |
Разгонная динамика | 5% | 6 | 10 | 9 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 |
Поперечные сцепные свойства | 5% | 7 | 9 | 7 | 9 | 7 | 7 | 7 | 8 | 10 | 8 |
Управляемость (время круга) | 5% | 6 | 9 | 6 | 9 | 6 | 7 | 7 | 8 | 10 | 8 |
Надежность управления | 5% | 8 | 10 | 8 | 9 | 7 | 9 | 7 | 9 | 10 | 9 |
Снег | 25% |
Тормозные свойства | 10% | 7 | 10 | 10 | 9 | 10 | 8 | 9 | 9 | 10 | 8 |
Разгонная динамика | 5% | 7 | 9 | 7 | 9 | 6 | 8 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Управляемость (время круга) | 5% | 5 | 10 | 7 | 8 | 9 | 6 | 5 | 8 | 10 | 9 |
Надежность управления | 5% | 7 | 9 | 8 | 8 | 9 | 8 | 7 | 9 | 10 | 9 |
Сопротивление слэшпленингу | 5% | 10 | 9 | 8 | 9 | 9 | 6 | 8 | 7 | 8 | 9 |
Мокрый асфальт | 10% |
Тормозные свойства | 10% | 9 | 7 | 10 | 10 | 9 | 6 | 7 | 10 | 6 | 10 |
Сухой асфальт | 10% |
Тормозные свойства | 5% | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 9 | 10 | 9 |
Аварийная ситуация (объезд препятствия) | 5% | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 | 10 | 7 | 8 | 8 | 8 |
Ударная прочность | 5% | 10 | 9 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 |
Комфорт | 10% |
Акустический комфорт | 5% | 5 | 5 | 6 | 7 | 6 | 7 | 5 | 8 | 5 | 5 |
Плавность хода | 5% | 7 | 9 | 7 | 9 | 8 | 8 | 7 | 10 | 10 | 9 |
Общая оценка | 100% | 7,5 | 9 | 8,3 | 8,8 | 8,4 | 7,5 | 7,1 | 8,5 | 9 | 8,7 |