Тесты зимних шин 205/55R16. "Авторевю" №19 2012
Пока мы с Никитой Гудковым тестировали 17-дюймовые зимние шины на севере США, наши коллеги из Финляндии испытывали на заполярном полигоне Test World 16-дюймовые покрышки, причем в их распоряжении оказались и самые «горячие» новинки грядущего зимнего сезона — Goodyear UltraGrip Ice Arctic, Dunlop Ice Touch, Michelin X-Ice 3. Здесь надо пояснить, что размерность 205/55 R16 для производителей шин особенная — ее еще называют конструкторской: именно на примере шин этой размерности «обкатываются» новые материалы и технологии, в этой же размерности делаются шины-прототипы новых моделей — и именно в размерности 205/55 R16 шины новых моделей раньше всего появляются в продаже. Ничего удивительного: сегодня это самая востребованная размерность шин в Европе.
Помимо упомянутых новинок в нынешнем тесте приняли участие еще семь моделей шин с шипами: Bridgestone Noranza 2 Evo, Continental ContiIceContact, Gislaved Nord Frost 5, Michelin X-Ice North 2, Nokian Hakkapeliitta 7, Pirelli Winter Carving Edge и Sava Eskimo Stud. Шин без шипов на этот раз существенно меньше: с новыми шинами Michelin X-Ice 3 поспорят Continental ContiVikingContact 5, Goodyear UltraGrip Ice+, Nokian Hakkapeliitta R, Pirelli Icecontrol Winter и... российские шины Cordiant Winter Drive. Это еще одна новинка сезона, которая интригует асимметричным рисунком протектора со множеством ламелей. Если скрыть надписи на боковинах, эти шины вполне бы сошли за «породистые» импортные. По ходу первой презентации мне удалось оценить их лично, но только на снегу — и потому было особенно интересно узнать мнение финнов после испытаний на разных зимних покрытиях. Забегая вперед, скажу, что чуда не случилось. На льду наши шины уступили всем конкурентам, за исключением шин Nokian WR D3. Но эти шины относятся к так называемым центральноевропейским и участвуют в испытаниях вне зачета — лишь для того, чтобы в очередной раз показать, чем они отличаются от шин, которые изначально разрабатывались для более суровых зимних условий, то есть в первую очередь для скандинавских стран и России.
Природный лед хорош, но после испытаний шипованных шин его поверхность можно восстановить лишь при помощи специальной заливной машины |
Не буду подробно описывать ход испытаний, поскольку принципиально методика не меняется уже несколько лет, но напомню о некоторых важных закономерностях.
На льду традиционно сильнее шипованные шины. На снегу шипы уже не играют такой роли — и потому результаты испытаний шин с шипами и без идут вперемешку. А вот на асфальте — как на мокром, так и на сухом — вопреки расхожему мнению вновь наблюдается перевес в пользу шипованных шин. Дело в том, что протектор нешипованных покрышек «северного» типа делается очень мягким, и на асфальте такие шины рано начинают скользить и при торможении, и в поворотах. Для шипованных шин протектор делают более твердым, число ламелей уменьшают, да и шипы современных шин при норме их выступания над поверхностью протектора в 1,2 мм даже улучшают сцепление с асфальтом благодаря механическому зацепу с микронеровностями покрытия. Но если речь идет о нешипованных шинах, предназначенных для Центральной Европы, то на асфальте их преимущества уже очевидны. Это и продемонстрировали шины Nokian WR D3.
Если на дорогах общего пользования главная задача спецтехники — очистить покрытие от снега, |
Результаты испытаний переводятся в баллы по десятибалльной шкале и суммируются с учетом весомости показателей. Важнее всего сцепные свойства на льду — 40%, на снег приходится 20%, на мокрый асфальт — 15%, на сухой — 10% и еще 15% — на комфорт и экономичность.
Подсчитываем — и объявляем аж трех победителей: Continental ContiIceContact, Nokian Hakkapeliitta 7 и Goodyear UltraGrip Ice Arctic. Самое интересное, что на пьедестале в классе шин без шипов оказались модели тех же производителей.
Эксперты тоже иногда ошибаются... |
Параллельные старты — быстрый способ понять разницу между двумя моделями шин, но когда их 16, нужна измерительная аппаратура и специальные методики |
Continental ContiIceContact | Общая оценка: 8,5 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Германия | ||
Шины ContiIceContact вновь демонстрируют выдающиеся сцепные свойства на льду: минимальный тормозной путь и лучшее время прохождения трассы управляемости. Хороши они и на снегу, и даже на асфальте, особенно на мокром. |
• Сцепные свойства на льду и на снегу • Управляемость на льду и на снегу • Сцепные свойства на мокром асфальте | |
• Шум • Повышенное сопротивление качению |
Goodyear UltraGrip Ice Arctic | Общая оценка: 8,5 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Польша | ||
Шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic — самая яркая и ожидаемая новинка сезона. Специалистам из Люксембурга (там находится европейский центр разработок компании Goodyear) удалось разрушить гегемонию компаний Continental и Nokian на ледяных трассах скандинавских полигонов, причем бить конкурентов решили их же оружием — шипами сложной формы. «Треугольные» шипы в паре с новым направленным рисунком протектора обеспечили нам лучшее время разгона на льду и прекрасные тормозные свойства, хотя в поперечном направлении шины держат не столь уверенно. |
• Продольные сцепные свойства на льду • Стабильность при движении по прямой • Акустический комфорт в классе шипованных шин | |
• Управляемость на сухом и мокром асфальте |
Nokian Hakkapeliitta 7 | Общая оценка: 8,5 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Финляндия | ||
Шины Nokian Hakkapeliitta 7 уже четвертый год на рынке, но позиций не сдают: по-прежнему достойные результаты и на льду, и на снегу. Причем на снегу управляемость автомобиля на шинах Hokian Hakkapeliitta 7 экспертами была признана образцовой! |
• Сцепные свойства на льду и на снегу • Управляемость на льду и на снегу | |
• Сцепные свойства и показатели управляемости на асфальте • Шум |
Dunlop Ice Touch | Общая оценка: 8,2 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Польша | ||
Еще одна новинка сезона, в конструкции которой были применены те же технологии, что и в шинах Goodyear UltraGrip Ice Arctic — в частности, «треугольные» шипы. Ничего удивительного: фирма Dunlop входит в состав компании Goodyear Tire & Rubber, и зимние шины Dunlop Ice Touch не только разработаны в том же исследовательском центре, что и шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic, но и производятся эти покрышки на одном и том же заводе в Польше. |
• Продольные сцепные свойства на льду • Управляемость на снегу • Акустический комфорт в классе шипованных шин | |
• Управляемость на льду |
Michelin X-Ice North 2 | Общая оценка: 8,2 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Россия | ||
Шипованные шины Michelin X-Ice North 2 уступают лидерам теста и на льду, и на снегу в предельных возможностях, но обладают одним неоспоримым преимуществом: автомобиль на шинах Michelin ведет себя стабильнее и спокойнее. |
• Надежность управления на всех видах покрытий • Акустический комфорт в классе шипованных шин • Стабильность при движении по прямой | |
• Средние сцепные свойства на льду и на снегу • Средние сцепные свойства на асфальте |
Bridgestone Noranza 2 Evo | Общая оценка: 8,1 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Финляндия | ||
Шины Bridgestone Noranza 2 Evo официально в Россию не поставляют, но некоторые дилеры завозят их небольшими партиями из Финляндии. И правильно делают: по своим характеристикам эти шины заметно лучше «официальных» покрышек Bridgestone Ice Cruiser 7000 (АР №18, 2011). И тому есть объяснение: под маркой Noranza покрышки выпускаются по технологии Off take на финском заводе компании Nokian Tyres. Жаль, что выбор типоразмеров невелик. |
• Продольные сцепные свойства на льду и на снегу | |
• Управляемость на снегу и на мокром асфальте • Шум |
Pirelli Winter Carving Edge | Общая оценка: 8,0 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) | ||
Страна-производитель | Германия | ||
Шипованные шины Pirelli в очередной раз блеснули спортивными повадками. Особенно ярко они проявились на трассе «снежной» управляемости — лучшее время круга! Но, как и в прошлых тестах, эксперты вынуждены были снизить оценки за надежность управления как на льду, так и на снегу из-за резких, плохо прогнозируемых срывов автомобиля в скольжения. Так что без специальных навыков, да еще без системы стабилизации ездить на шинах Pirelli будет сложно... |
• Сцепные свойства на снегу | |
• Шум • Недостаточная надежность управления на льду, на снегу и на мокром асфальте |
Gislaved Nord Frost 5 | Общая оценка: 7,8 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Германия | ||
Шины Gislaved послушно исполняют отведенную им роль второго плана в тени главного героя — шин Continental. Сама же компания Gislaved после закрытия ее единственного завода в Швеции больше не существует, но бренд Gislaved был хорошо раскручен в северных странах, и грех этим не воспользоваться. |
• Управляемость на льду • Сцепные свойства на асфальте • Акустический комфорт в классе шипованных шин | |
• Средние сцепные свойства на льду • Повышенное сопротивление качению |
Sava Eskimo Stud | Общая оценка: 7,7 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) | ||
Страна-производитель | Польша | ||
Уже подумали, что мы перепутали фотографии и это не Sava Eskimo Stud, а шины Goodyear UltraGrip Extreme? Нет, фото то, хотя рисунки протекторов этих шин абсолютно одинаковы. В компании Goodyear с появлением новой модели Ice Arctic не стали уничтожать старые пресс-формы, а пустили их на производство шин второй линии под маркой Sava, которая сегодня принадлежит компании Goodyear. |
• Поперечные сцепные свойства на льду и на снегу • Низкая цена | |
• Продольные сцепные свойства на льду и на снегу • Низкая надежность управления на всех видах покрытий |
Nokian Hakkapeliitta R | Общая оценка: 7,5 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | R (170 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Финляндия | ||
Как с шипами, так и без них шины Nokian традиционно сильны на скользких покрытиях. На трассах управляемости водителю легко держать автомобиль под контролем даже с отключенной системой стабилизации. Единственная проблема на скользкой дороге — Focus плохо держит прямую, рыская из стороны в сторону на неоднородном покрытии и в колеях. |
• Управляемость на льду и на снегу | |
• Тормозные свойства на мокром асфальте |
Continental ContiVikingContact 5 | Общая оценка: 7,4 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Германия | ||
Шины ContiVikingContact 5, хотя и имеют нетрадиционный асимметричный рисунок протектора, мало отличаются от «направленных» финских покрышек Nokian Hakkapeliitta R. Для них характерны столь же надежное поведение на снегу и на льду — и похожие проблемы со сцепными свойствами на асфальте. |
• Сцепные свойства на снегу • Управляемость на снегу и на льду | |
• Тормозные свойства на мокром асфальте |
Goodyear UltraGrip Ice+ | Общая оценка: 7,4 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | T (190 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) | ||
Страна-производитель | Словения | ||
Продукция компании Goodyear хорошо выступила и в нешипованном классе: модель UltraGrip Ice+ составила достойную конкуренцию шинам Nokian и Continental. Автомобиль уверенно разгоняется и тормозит на льду, а на снегу на счету шин Goodyear минимальный тормозной путь в «абсолюте»! |
• Сцепные свойства на снегу • Стабильность при движении по прямой • Сцепные свойства на мокром асфальте в классе нешипованных шин | |
• Средняя надежность управления на снегу и на льду |
Michelin X-Ice 3 | Общая оценка: 7,3 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | H (210 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Испания | ||
Шины Michelin X-Ice 3 — новинка сезона. Основное отличие от конкурентов и шин предыдущего поколения (Michelin X-Ice 2) — более высокий индекс скорости. Несмотря на то что шины предназначены для суровых зимних условий, они допускают разгон до 210 км/ч (например, скоростной лимит шин ContiVikingContact 5 — 190 км/ч, Nokian Hakkapeliitta R — 170 км/ч). Шины для «гонщиков»? |
• Продольные сцепные свойства на льду в классе нешипованных шин | |
• Поперечные сцепные свойства на льду • Тормозные свойства на мокром и сухом асфальте |
Pirelli Icecontrol Winter | Общая оценка: 7,1 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | Q (160 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) | ||
Страна-производитель | Китай | ||
Итальянские зимние шины из Китая? Глобализация! Завод Pirelli в городе Янчжоу считается одним из самых современных и после расширения должен стать самым крупным из 22 заводов компании, разбросанных по всему миру! |
• Сцепные свойства и управляемость на снегу • Акустический комфорт | |
• Сцепные свойства на льду • Сцепные свойства и управляемость на асфальте |
Cordiant Winter Drive | Общая оценка: 6,4 | ||
Размерность | 205/55 R16 | ||
Индекс скорости | H (210 км/ч) | ||
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) | ||
Страна-производитель | Россия | ||
В свое время шипованные шины Cordiant Snow-Max громко заявили о себе в наших тестах — по характеристикам они оказались близки к шинам Nokian Hakkapeliitta 5. Немудрено, что от новых нешипованных шин Cordiant Winter Drive мы ожидали чего-то подобного, тем более что красивый асимметричный протектор напоминает таковой у покрышек ContiVikingContact 5. Увы. |
• Средние сцепные свойства на снегу • Тормозные свойства на мокром асфальте в классе нешипованных шин | |
• Сцепные свойства на льду |
Параметры | Влияние на общую оценку | Шипованные шины | ||||||||
Bridgestone | Continental | Dunlop | Gislaved | Goodyear | Michelin | Nokian | Pirelli | Sava | ||
Лед | 40% | |||||||||
Тормозные свойства | 15% | 9 | 10 | 9 | 8 | 10 | 9 | 10 | 8 | 8 |
Разгонная динамика | 10% | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 9 | 9 |
Управляемость (время прохождения трассы) | 10% | 9 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 |
Надежность управления | 5% | 9 | 10 | 8 | 10 | 9 | 9 | 10 | 8 | 7 |
Снег | 20% | |||||||||
Тормозные свойства | 5% | 9 | 9 | 8 | 8 | 10 | 8 | 8 | 10 | 7 |
Разгонная динамика | 5% | 9 | 9 | 9 | 7 | 9 | 8 | 9 | 10 | 6 |
Управляемость (время прохождения трассы) | 5% | 9 | 10 | 9 | 8 | 10 | 9 | 10 | 10 | 9 |
Надежность управления | 5% | 7 | 9 | 9 | 8 | 9 | 8 | 10 | 8 | 8 |
Мокрый асфальт | 15% | |||||||||
Тормозные свойства | 5% | 7 | 8 | 7 | 8 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 |
Управляемость (время прохождения трассы) | 5% | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 |
Надежность управления | 5% | 6 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 |
Сухой асфальт | 10% | |||||||||
Тормозные свойства | 5% | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 |
Надежность управления | 5% | 7 | 6 | 7 | 6 | 6 | 8 | 7 | 7 | 6 |
Комфорт | 15% | |||||||||
Стабильность движения по прямой | 5% | 7 | 7 | 7 | 9 | 9 | 9 | 7 | 8 | 8 |
Акустический комфорт | 5% | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 5 | 6 |
Экономия топлива | 5% | 8 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 6 | 7 |
Общая оценка | 100% | 8,1 | 8,5 | 8,2 | 7,8 | 8,5 | 8,2 | 8,5 | 8,0 | 7,7 |
Параметры | Влияние на общую оценку | Нешипованные «северные» шины | Нешипованные «центральноевропейские» шины | |||||
Continental | Cordiant | Goodyear | Michelin | Nokian | Pirelli | Nokian WR D3 | ||
Лед | 40% | |||||||
Тормозные свойства | 15% | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 5 |
Разгонная динамика | 10% | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 | 5 |
Управляемость (время прохождения трассы) | 10% | 8 | 7 | 8 | 7 | 8 | 6 | 6 |
Надежность управления | 5% | 8 | 7 | 7 | 6 | 8 | 7 | 6 |
Снег | 20% | |||||||
Тормозные свойства | 5% | 8 | 8 | 10 | 8 | 9 | 8 | 8 |
Разгонная динамика | 5% | 9 | 6 | 8 | 8 | 8 | 7 | 6 |
Управляемость (время прохождения трассы) | 5% | 8 | 8 | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 |
Надежность управления | 5% | 9 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 | 7 |
Мокрый асфальт | 15% | |||||||
Тормозные свойства | 5% | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 | 6 | 8 |
Управляемость (время прохождения трассы) | 5% | 6 | 5 | 7 | 6 | 7 | 5 | 8 |
Надежность управления | 5% | 6 | 5 | 7 | 7 | 7 | 6 | 8 |
Сухой асфальт | 10% | |||||||
Тормозные свойства | 5% | 6 | 5 | 6 | 6 | 7 | 5 | 9 |
Надежность управления | 5% | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 8 |
Комфорт | 15% | |||||||
Стабильность движения по прямой | 5% | 8 | 6 | 9 | 7 | 6 | 7 | 9 |
Акустический комфорт | 5% | 9 | 9 | 9 | 10 | 9 | 10 | 10 |
Экономия топлива | 5% | 9 | 6 | 8 | 10 | 10 | 8 | 8 |
Общая оценка | 100% | 7,4 | 6,4 | 7,4 | 7,3 | 7,5 | 7,1 | 7,0 |
По всему видно, что пластиковая защита Фокуса не рассчитана на контакты с сугробами |