"Авторевю". Сравнительный тест летних шин 2010
Шире кругПо материалам ведущего автомобильного издания России газеты "АВТОРЕВЮ" http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=69006&SECTION_ID=1960 |
Олег РАСТЕГАЕВ
Обычно для наших сравнительных тестов мы отбираем шины одной и той же размерности, и этот подход понятен: чем меньше «допусков», тем корректнее сравнение. Но на этот раз мы сделали исключение: помимо десяти комплектов летних шин 205/55 R16 у нас было еще два комплекта шин 225/40 R18. Зачем? А затем, чтобы попутно ответить на вопросы, которые волнуют многих читателей: а стоит ли тратиться на дополнительные миллиметры ширины шин и дюймы посадочного диаметра?
Конечно, проще всего — и вернее! — ответить на вопрос о размерности шин так: открыть лючок бензобака либо отыскать наклейку на средней стойке, а еще лучше — заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля — и… Скорее всего, вы увидите, что к применению допускаются шины трех-четырех, а то и пяти размерностей! Так что вопрос остается открытым.
Focus на 18-дюймовых шинах выглядит, конечно, по-боевому. Но преимущества в ездовых свойствах над автомобилем на 16-дюймовых шинах невелики |
В этом году тесты проводятся на трассе южноафриканского полигона Gerotek, где пять лет назад мы уже испытывали высокоскоростные шины (АР №5, 2005). В основном зачете — десять комплектов 16-дюймовых покрышек: Barum Bravuris 2, Dunlop SP Sport Fastresponse, Kleber Dynaxer HP2, Pirelli Cinturato P6, Continental ContiPremiumContact 2, Goodyear OptiGrip, Hankook Ventus Prime, Michelin Primacy HP, Nokian Hakka H и Sava Intensa HP. Кроме них в нашем арсенале есть высокоскоростные финские шины Nokian Hakka Z и китайские Goodride SV308 другой размерности —225/40 R18. А еще — наполовину изношенные зимние шины Continental ContiVikingContact 3 с остаточной глубиной протектора 4 мм. Для езды по зимним дорогам они уже не годятся, но, может, прослужат еще летний сезон?
Первое же испытание — торможение на мокром асфальте — показывает беспомощность зимних шин. Если разброс результатов среди летних шин укладывается в четыре метра, то зимние шины увеличивают тормозной путь минимум на 12 метров! Когда Ford Focus на летних шинах Continеntal уже остановился, такой же Focus на зимних шинах Continental, водитель которого приступил к торможению с тех же 80 км/ч, продолжает движение со скоростью 50 км/ч!
А лучший результат — у 18-дюймовых шин Nokian Hakka Z. Впрочем, их отрыв от 16-дюймовых ContiPremiumContact 2 — всего полметра. А китайские шины, даром что 18-дюймовые, оказались в «подвале» протокола. Похоже, размер здесь не главное.
Теперь объезд препятствия с торможением на мокром асфальте. Водитель поворачивает руль на 180 градусов, а аппаратура фиксирует путь, пройденный до перестроения в соседний ряд, то есть до смещения на четыре метра вбок. Разброс результатов меньше, но закономерности те же. Впереди — 18-дюймовые шины Nokian, за ними тоже Nokian, но 16-дюймовые, а в аутсайдерах — зимние покрышки.
Примерно та же расстановка и после заездов по извилистой трассе, орошаемой водой. Быстрее и проще по ней ехать на шинах Nokian Hakka Z. Чуть сложнее — на 16-дюймовых покрышках Continental, Goodyear и Nokian. А в отстающих — словенские шины Sava и, само собой, зимние покрышки.
Теперь самый «мокрый» вид испытаний — оценка сопротивления аквапланированию. В ванну, залитую сантиметровым слоем воды, автомобиль въезжает на скорости 60—70 км/ч, водитель утапливает в пол педаль акселератора и разгоняется до тех пор, пока стрелка тахометра не взмоет вверх — передние колеса начинают вращаться вхолостую. Эту скорость мы и заносим в протокол. Здесь гегемония 18-дюймовых шин заканчивается: и финские, и китайские покрышки с более широким протектором вчистую проигрывают шинам шириной 205 мм, а лучший результат демонстрируют покрышки Goodyear OptiGrip. И это общее правило: широким шинам труднее противостоять аквапланированию.
Газели на полигоне Gerotek — почти домашние животные
Теперь все тесты, за исключением оценки сопротивления аквапланированию, повторяются на сухом асфальте: торможение, объезд препятствия с торможением и извилистая трасса. И вновь лучшие результаты показывают 18-дюймовые шины Nokian, а худшие, причем с большим отставанием, демонстрируют зимние покрышки. Среди 16-дюймовых лучше других на сухом асфальте ведут себя шины Continental и Michelin — на них автомобиль и тормозит эффективно, и управляется хорошо.
На асфальте наполовину изношенные зимние шины ContiVikingContact 3 просто беспомощны по сравнению с летними покрышками |
После серии объективных (с инструментальными замерами) тестов эксперты совершают пробег по дорогам полигона, включая скоростное кольцо и разбитые подъездные дороги. Это уже субъективная оценка комфорта, точнее, двух его составляющих, которые во многом зависят от шин, — акустического комфорта и плавности хода.
Самыми тихими оказались шины Michelin Primacy HP и Nokian Hakka H. Самыми шумными — китайские Goodride SV308. Причем тихими могут быть и широкие шины, и узкие — все зависит от расположения блоков протектора, их размеров и формы. А вот плавность хода — другое дело. Здесь 18-дюймовые низкопрофильные шины ожидаемо проигрывают: «прокладка» между ободом колеса и дорогой тоньше — соответственно, слабее и демпфирующие свойства боковин. Впрочем, конструкция каркаса некоторых 16-дюймовых шин — в нашем случае это Barum и Hankook — такова, что они почти столь же жесткие, как и 18-дюймовые. А самыми мягкими на неровных дорогах полигона эксперты признали шины Dunlop, Nokian, Sava и зимние покрышки.
И, наконец, «зеленая компонента», то есть сопротивление качению. Для наглядности мы приводим результаты в процентах, на которые увеличивают расход топлива те или иные шины. Минимальный расход на счету шин Nokian Hakka H (этот результат мы принимаем за ноль), а хуже всех катятся шины Sava Intensa HP, увеличивая расход топлива на 6,3%.
После перевода результатов в баллы и их суммирования с учетом весомости каждого показателя объявляем победителя в основном, 16-дюймовом зачете — шины Nokian Hakka H. Далее по убывающей — Continental ContiPremiumContact 2, Goodyear OptiGrip, Michelin Primacy HP... Замыкают рейтинг шины Sava Intensa HP.
А теперь взгляните, в какую зону рейтинга попали «внезачетные» шины. Восемнадцатидюймовые Nokian обошли шестнадцатидюймовые всего на 0,1 балла. А разница в цене более чем двухкратная! Да, низкопрофильные шины дают преимущества в сцепных свойствах, в управляемости, наконец, в эстетике! Но они проигрывают в комфорте и сопротивлении аквапланированию. Конечно, при прочих равных условиях, когда речь идет о шинах одного уровня качества. А если шины низкопрофильные, но при этом китайские… Даже недорогие 16-дюймовые шины Sava Intensa HP по сумме показателей лучше китайских покрышек Goodride SV308 размерности 225/40 R18.
Стыки бетонных плит, которыми выложено скоростное кольцо, помогли выявить самые мягкие и самые жесткие шины
А «недоношенные» зимние шины на летней дороге просто опасны. Результаты испытаний наглядно демонстрируют, что использовать такие покрышки не в сезон — значит рисковать и собой, и окружающими.
Торможение на мокром асфальте: лучшие среди 16-дюймовых — шины ContiPremiumContact 2 — проигрывают в тормозном пути 18-дюймовым шинам Nokian лишь полметра
Результаты испытаний | ||||||||||||||
Параметры | Весомость оценки | Barum | Continental | Dunlop | Goodyear | Hankook | Kleber | Michelin | Nokian | Pirelli | Sava | Goodride 18” | Nokian 18” | Зимние шины (б/у) |
Мокрый асфальт | 60% | |||||||||||||
Торможение с АБС | 20 % | 6 | 10 | 8 | 8 | 8 | 7 | 9 | 9 | 8 | 7 | 7 | 10 | 4 |
Устойчивость к аквапланированию на прямой | 20 % | 8 | 7 | 8 | 10 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 8 | 6 | 7 | 4 |
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) | 10 % | 7 | 9 | 8 | 8 | 8 | 6 | 8 | 9 | 8 | 7 | 7 | 10 | 4 |
Субъективные оценки надежности управления автомобилем | 10 % | 7 | 9 | 8 | 9 | 8 | 7 | 8 | 9 | 8 | 6 | 7 | 10 | 4 |
Сухой асфальт | 25% | |||||||||||||
Торможение с АБС | 5 % | 7 | 9 | 8 | 7 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 8 | 10 | 4 |
Аварийная ситуация (объезд препятствия с торможением) | 10 % | 8 | 9 | 9 | 8 | 9 | 6 | 8 | 9 | 9 | 8 | 9 | 10 | 4 |
Субъективные оценки надежности управления автомобилем | 10 % | 7 | 9 | 8 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 8 | 6 | 7 | 10 | 4 |
Комфорт и экономичность | 15% | |||||||||||||
Акустический комфорт | 5 % | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | 8 | 7 | 6 | 8 | 7 |
Плавность хода | 5 % | 7 | 8 | 9 | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 8 | 9 | 6 | 7 | 9 |
Сопротивление качению | 5 % | 9 | 10 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 7 | 6 | 8 | 9 | 10 |
Общая оценка | 100 % | 7,3 | 8,8 | 8,2 | 8,6 | 8,3 | 7,3 | 8,3 | 9,0 | 8,0 | 7,2 | 7,0 | 9,1 | 4,7 |
Nokian Hakka H
Общая оценка: 9,0
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 94 (670 кг) |
Конструкция | радиальная, с асимметричным рисунком протектора |
Страна-производитель | Финляндия |
Шины Nokian Hakka H мы хвалили и в прошлом году (АР №6, 2009), а нынче они выступили еще лучше, порадовав надежной управляемостью на мокром асфальте. Мягкие прогнозируемые реакции автомобиля оставляют водителю шанс выйти «сухим» из нештатных ситуаций на мокром асфальте даже без поддержки ESP.
Но на сухом асфальте шины чуть уступают конкурентам в управляемости, зато в комфорте выигрывают — это одни из самых тихих и мягких шин в нашем тесте. Да еще с минимальным сопротивлением качению.
Рекомендуем.
+ | — сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте — комфорт — низкое сопротивление качению |
- |
Continental ContiPremiumContact 2
Общая оценка: 8,8
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная, с асимметричным рисунком протектора |
Страна-производитель | Португалия |
Прошлогодние фавориты на этот раз на втором месте. Причина — в низком для шин премиум-класса сопротивлении аквапланированию. Хотя, согласитесь, странно: в прошлом году такие же шины с тем же рисунком протектора справлялись с отводом воды из пятна контакта, а в этом не справляются? Дело в том, что в прошлом году замеры выполнялись на другом полигоне и в более глубокой ванне, где шины ContiPremiumContact 2 на фоне конкурентов выглядели достойнее. А на южноафриканском полигоне глубина воды в ванне в два раза меньше.
Впрочем, даже с этой оговоркой шины Continental остаются высококачественным продуктом. Об этом говорят их высокие сцепные свойства как на мокром, так и на сухом асфальте. Оценки за управляемость — тоже одни из лучших: эксперты упивались властью над автомобилем! Быстрее по извилистым трассам позволяли ехать только более широкие 18-дюймовые шины.
Грех жаловаться на комфорт и сопротивление качению. Отличные шины, но не стоит увлекаться скоростью в сильный дождь.
+ | — управляемость на мокром и сухом асфальте — сцепные свойства на мокром и сухом асфальте — комфорт |
- | — низкое сопротивление аквапланированию |
Goodyear OptiGrip
Общая оценка: 8,6
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | Н (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная, с направленным рисунком протектора |
Страна-производитель | Германия |
Эти «шины дождя» с направленным рисунком протектора в очередной раз порадовали незаурядным сопротивлением аквапланированию. Они не только «всплывают» позже конкурентов, но и хорошо держат на влажном асфальте.
А на сухом покрытии дают слабину — продольные и поперечные скольжения начинаются рановато. Но при этом реакции на управление мягкие, предсказуемые. По комфорту и сопротивлению качению — средний уровень.
Жаль, что в рамках нашего теста мы не смогли оценить качество изношенных шин той же модели: здесь по мере износа в работу вступает более мягкий и более «цепкий» слой резины (АР №20, 2008). Впрочем, и без этого шины Goodyear OptiGrip — отличный выбор для тех, кто больше ценит безопасность на мокрой дороге, нежели точные реакции автомобиля на сухом покрытии.
+ | — высокое сопротивление аквапланированию — управляемость на мокром асфальте |
- | — средние сцепные свойства на сухом асфальте |
Michelin Primacy HP
Общая оценка: 8,3
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная, с асимметричным рисунком протектора |
Страна-производитель | Германия |
Шины Michelin Primacy HP были представлены четыре года назад (АР №6, 2006), но и сегодня они демонстрируют отменные сцепные свойства, особенно на мокром асфальте. Но на извилистой трассе экспертам не хватало остроты реакций на повороты руля. Те же претензии и к управляемости на сухом асфальте. Главным же недостатком стало низкое сопротивление аквапланированию.
К сожалению, в рамках этого теста мы не проводили испытаний на износостойкость, но отметим, что, по данным производителя, шины Michelin Primacy HP превосходят конкурентов в среднем на 20%. А то, что эти шины тихие, можем утверждать точно.
Хорошие шины, но модернизация им уже не помешает.
+ | — сцепные свойства на мокром асфальте — акустический комфорт |
- | — низкое сопротивление аквапланированию |
Hankook Ventus Prime
Общая оценка: 8,3
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная, с асимметричным рисунком протектора |
Страна-производитель | Корея |
Корейские шины становятся лучше и лучше, и на этот раз по сумме набранных баллов они встали на один уровень с шинами Michelin! А в нескольких видах испытаний вышли на первые позиции. Например, при экстренном объезде препятствия на сухом асфальте. И по сопротивлению аквапланированию они уступают только покрышкам Goodyear OptiGrip.
В других дисциплинах результаты средние, но без провалов. И на мокром, и на сухом асфальте автомобиль уверенно преодолевает извилистую трассу.
Не самые интересные шины для искушенного водителя, зато безопасные — даже резкий сброс газа в повороте не вызывает провала в занос. Скольжения развиваются плавно и предсказуемо.
Из явных недостатков отметим излишне жесткое прохождение мелких неровностей.
Пожалуй, лучшие шины эконом-класса.
+ | — высокое сопротивление аквапланированию — сцепные свойства на сухом асфальте |
- | — плавность хода |
Dunlop SP Sport Fastresponse
Общая оценка: 8,2
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная, с асимметричным рисунком протектора |
Страна-производитель | Германия |
По характеру шины Dunlop соответствуют своему названию Fastresponse — «быстрая реакция». Автомобиль и впрямь быстрее и острее реагирует на руль, чем порадует любителей активной езды, хотя обычному водителю вся эта нервозность ни к чему — особенно на мокром асфальте, где на шинах Dunlop автомобиль не только быстро реагирует на руль, но и резко срывается в скольжения.
На трассе управляемости можно достичь хорошего времени прохождения круга, но водитель все время в напряжении — ошибок эти шины не прощают.
Сцепные свойства в продольном направлении средние что на мокром, что на сухом асфальте. На среднем уровне и сопротивление качению. Зато «быстрые» шины неожиданно оказались очень комфортны, что для покрышек со спортивным характером большая редкость.
Хороший вариант для тех, кто ищет компромисс между спортивной управляемостью и комфортом.
+ | — плавность хода — быстрые реакции на управление |
- |
Pirelli Cinturato P6
Общая оценка: 8,0
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная |
Страна-производитель | Италия |
Шины Pirelli Cinturato P6 выступили неубедительно. Покрышки, которые фирма Pirelli представила как экономичные, то есть с малым сопротивлением качению, в нашем тесте оказались на предпоследнем месте по экономичности...
Как правило, шины Pirelli наделяют автомобиль быстрыми откликами на управление. Модель Cinturato P6 — не исключение: быстрые отклики позволяют уверенно выполнять «переставку» с торможением как на мокром, так и на сухом асфальте. Но на трассе «мокрой» управляемости автомобиль резко срывается в скольжения — в большинстве случаев это снос передней оси.
Не самые удачные шины в гамме Pirelli — поклонникам марки стоит обратить внимание на другие модели, например на Pirelli Cinturato P7 (АР №11, 2009).
+ | — быстрые реакции на управление |
- | — высокое сопротивление качению |
Barum Bravuris 2
Общая оценка: 7,3
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная, с асимметричным рисунком протектора |
Страна-производитель | Португалия |
Шины Barum время от времени неплохо выступают в наших тестах. Но в этом году они лишь подтвердили свой статус шин «второй линии». Отставание от шин Continental (фирма Barum входит в состав концерна Continental) особенно заметно на мокром асфальте. При объезде препятствия автомобиль рано теряет сцепление c дорогой и скользит, скользит...
Да и в целом реакции вялые что на мокром, что на сухом асфальте. При этом покрышки тщательно пересчитывают неровности асфальта, да и бесшумными их не назовешь.
Из очевидных достоинств мы смогли выделить только низкое сопротивление качению и неплохое сопротивление аквапланированию.
+ | — низкое сопротивление качению — среднее сопротивление аквапланированию |
- | — управляемость на сухом и мокром асфальте — тормозные свойства на мокром асфальте |
Kleber Dynaxer HP2
Общая оценка: 7,3
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная |
Страна-производитель | Польша |
Шины Kleber выпускаются в тени шин «первой линии» — Michelin. Может, даже на том же оборудовании, но явно из материалов попроще, что подтверждают итоги заездов и на мокром, и на сухом асфальте. В первом случае шины Kleber увеличивают тормозной путь автомобиля на 2,3 метра, а во втором — на 2,2 метра. Для объезда препятствия, совмещенного с торможением, тоже нужен дополнительный запас пространства. А на трассах управляемости автомобиль то и дело отправляется в затяжные скольжения на скоростях, которые для других покрышек были вполне «рабочими».
Но есть два параметра, по которым шины Kleber даже лучше французких «шефов»: сопротивление аквапланированию и, как ни странно, сопротивление качению. И это вновь говорит о том, что идеальных шин не бывает — всегда есть баланс между плохо совместимыми параметрами, который для каждой модели шин индивидуален. У шин Kleber этот баланс не самый оптимальный, но в целом соответствует классу шин.
+ | — акустический комфорт |
- | — сцепные свойства на мокром и сухом асфальте — управляемость на мокром и сухом асфальте |
Sava Intensa HP
Общая оценка: 7,2
Размерность | 205/55 R16 |
Индекс скорости | H (210 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 91 (615 кг) |
Конструкция | радиальная, с направленным рисунком протектора |
Страна-производитель | Словения |
Как и в прошлом году, шины Sava выступили неважно: среди 16-дюймовых моделей — наименьшее количество баллов. По сопротивлению аквапланированию и сцепным свойствам на мокром асфальте покрышки Sava чуть лучше своих основных конкурентов — шин Barum и Kleber, но в номинации «Управляемость» проигрывают им вчистую. По мокрой извилистой трассе автомобиль на шинах Sava едет словно по льду: чуть больше скорость — и следует резкий занос, причем реакции на корректирующие повороты руля крайне вялые.
На сухом асфальте скорости выше, но характер поведения тот же: небольшая ошибка в выборе скорости — и автомобиль предательски скользит к поребрику.
Комфорт противоречив. С одной стороны, шины прекрасно демпфируют неровности асфальта, с другой — досаждают гулом при качении. А еще они хуже всех катятся, увеличивая расход топлива на 6,3% по сравнению с шинами Nokian.
В Европе шины Sava пользуются устойчивым спросом благодаря низкой цене. Но в России за те же деньги можно найти более достойные варианты, например корейские шины.
+ | — плавность хода |
- | — управляемость на мокром и сухом асфальте — высокое сопротивление качению — шум |
Nokian Hakka Z
Общая оценка: 9,1
Размерность | 225/40 R18 |
Индекс скорости | Y (300 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 92 (630 кг) |
Конструкция | радиальная, с асимметричным рисунком протектора |
Страна-производитель | Финляндия |
«Переобувая» автомобиль в широкие низкопрофильные шины, обычно думают не столько об улучшении ездовых свойств, сколько о внешнем виде. Действительно, на 18-дюймовых колесах наш Focus очень хорош! Но он и едет по-другому.
На шинах Nokian Hakka Z лучше тормозит — как на сухом, так и на мокром асфальте. Лучше управляется. Правда, разница невелика — один-два процента.
Но есть у широких шин и слабости. Прежде всего это низкое сопротивление аквапланированию. Попадая в лужу, широкий протектор должен «осушить» более широкое пятно контакта, что требует дополнительных дренажных каналов. Но увеличение их количества неизбежно приведет к ухудшению сцепных свойств и, как следствие, управляемости на сухом асфальте.
Еще одной расплатой за красивые колеса будет ухудшение плавности хода — низкопрофильные шины острее реагируют на дорожные неровности.
+ | — сцепные свойства на мокром и на сухом асфальте — управляемость на мокром и на сухом асфальте |
- | — плавность хода — низкое сопротивление аквапланированию |
Goodride SV308
Общая оценка: 7,0
Размерность | 225/40 R18 |
Индекс скорости | W (270 км/ч) |
Индекс грузоподъемности | 92 (630 кг) |
Конструкция | радиальная, с направленным рисунком протектора |
Страна-производитель | Китай |
Облагородить внешность автомобиля можно и за меньшие деньги, купив недорогие, но нарядные 18-дюймовые колеса и сбортировав на них дешевые китайские шины. Выглядят они даже лучше, чем Nokian Hakka Z, а эффектный направленный рисунок позволяет надеяться на незаурядные результаты. Не тут то было! По сцепным свойствам они проигрывают большинству 16-дюймовых моделей!
На широких китайских шинах Ford Focus резко срывается в скольжения, а затем плохо «ловится».
К ожидаемо низкой плавности хода добавляется повышенный шум при качении — среди тестируемых образцов шины Goodride оказались самыми шумными!
+ | — средние сцепные свойства на сухом асфальте |
- | — низкое сопротивление аквапланированию — комфорт — управляемость на сухом и мокром асфальте |